Сертификация услуг по энергетическому обследованию проводится на соответствие требованиям СТБ 1691-2006 «Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов. Требования к организациям». Общие требования к процедурам проведения сертификации услуг установлены в Разделе 3 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённые Постановлением Госстандарта от 25.07.2017 №61 (в ред. Постановления Госстандарта от 15.02.2018 №10). Схему сертификации выбирает заявитель, исходя из условий применения схем.
Орган по сертификации продукции и услуг БелГИМ проводит сертификацию услуг по энергетическому обследованию на основании заявок (форма заявки и перечень прилагаемых документов).
Оценка оказания услуг.
Оценка оказания услуг проводится на соответствие требованиям СТБ 1691 командой по оценке, в состав которой могут входить также специалисты в области энергосбережения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Республики Беларусь.
Оценка оказания услуг установленным требованиям проводится согласно выбранной схеме сертификации и в общем случае включает:
– оценку квалификации персонала, оказывающего услуги по энергетическому обследованию;
– оценку стабильности процесса оказания услуг;
– выборочный контроль качества проведенных работ по энергетическому обследованию.
Оценка квалификации персонала, оказывающего услуги по энергетическому обследованию, предусматривает проверку:
– наличия в штате заявителя не менее трех экспертов-энергоаудиторов, сертифицированных в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (подтверждается копиями сертификатов компетентности, записями в трудовой книжке);
– квалификации работников организации, участвующих в работах по энергетическому обследованию (наличие специального образования, подготовки, опыта для выполнения работ, подтверждаемых документами о профессиональной подготовке (дипломы об образовании), сведениями об обучении и (или) повышении квалификации, наличием практического опыта проведения энергоаудита);
– знания персоналом требований нормативных правовых актов, ТНПА и методических документов в области энергоаудита;
– наличия должностных инструкций, определяющих обязанности, права и ответственность персонала;
– наличия программ и графиков обучения и повышения квалификации;
– порядка взаимодействия с квалифицированными специалистами других организаций, привлекаемыми к проведению и рассмотрению результатов энергоаудита (наличие договоров, соглашений о соблюдении правил и процедур энергоаудита и конфиденциальности информации).
Оценка стабильности процесса оказания услуг предусматривает проверку следующих элементов:
– состояние документации организации-энергоаудитора (ТНПА, методическая документация, организационно-методические документы, документированные процедуры);
– состояние материально-технической базы организации-энергоаудитора (обеспеченность оборудованием, средствами измерений и испытательным оборудованием, оргтехникой);
– наличие системы контроля качества выполняемой работы;
– организация взаимодействия с заказчиком.
Выборочный контроль качества проведенных работ по энергетическому обследованию проводится компетентными специалистами (техническими экспертами) Департамента по энергоэффективности Госстандарта (или иных органов, определенных Департаментом по энергоэффективности), включенными в состав команды по оценке органа по сертификации, для подтверждения соответствия результата услуг установленным требованиям. Проверка осуществляется путем экспертизы итогового документа (отчета), составляемого по результатам энергетического обследования.
При положительных результатах проведенных работ по сертификации выдается сертификат соответствия сроком действия 5 лет.
В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации осуществляет периодическую оценку сертифицированных услуг по энергетическому обследованию.
Периодическая оценка за сертифицированными услугами.
Периодическая оценка за сертифицированными услугами по энергетическому обследованию осуществляет орган по сертификации в форме плановых и внеплановых проверок для подтверждения соответствия оказываемых услуг и правильности применения знака соответствия установленным требованиям. Одновременно могут проводиться работы по расширению области деятельности, в которой Заявителю дается право оказывать услуги.
Плановая периодическая оценка за услугами осуществляется в период всего срока действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации не реже одного раза в год по программе, разработанной органом по сертификации.
Периодическую оценку за сертифицированной системой менеджмента качеством осуществляет орган по сертификации, проводивший сертификацию системы менеджмента качеством, по разработанной им программе.
Органом по сертификации может быть проведена внеплановая периодическая оценка в случаях, предусмотренных п.1,2 статьи 28 Закона Республики Беларусь "Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, а также при поступлении информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от обследуемых потребителей и органов, осуществляющих государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Заявитель в соответствии с соглашением по сертификации обязан обеспечить членам команды по оценке беспрепятственный доступ на территорию предприятия и ко всем элементам, касающимся процесса предоставления сертифицируемой услуги, и создать им все необходимые условия для проведения проверки.
Заявитель обязан предоставить членам команды по оценке все необходимые материалы, сведения и документы для проведения проверки услуг. Заявитель несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность их представления.
Заявитель в соответствии с соглашением по сертификации оплачивает все расходы, связанные с проведением периодической оценке.
Периодическая оценка в общем случае включает:
– создание команды по оценке;
– анализ поступившей информации о качестве сертифицированных услуг;
– разработку программы периодической оценки;
– проведение оценки соответствия сертифицированных услуг требованиям СТБ 1691, подтвержденным при сертификации;
– оформление протокола несоответствий (при необходимости);
– анализ реализации владельцем сертификата корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
– анализ и оформление результатов периодической оценки;
– подготовка материалов для рассмотрения на Совете по сертификации для принятия решения особлюдении (несоблюдении) владельцем сертификата соответствия установленных требований.
Повторная сертификация
Владелец сертификата соответствия (организация-энергоаудитор) не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока действия сертификата соответствия на оказание услуг направляет в орган по сертификации заявку на повторую сертификацию.
Повторная сертификация оказания услуг проводится в соответствии с главами 16 - 21 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённые Постановлением Госстандарта от 25.07.2017 №61 (в ред. Постановления Госстандарта от 15.02.2018 №10).
При проведении повторной сертификации органом по сертификации могут учитываться положительные результаты периодической оценки сертифицированного оказания услуг, проведенной не ранее чем за 12 месяцев до повторной сертификации, с учетом степени потенциальной опасности оказания услуг, стабильности процесса оказания услуг, анализа представленной владельцем сертификата соответствия информации об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс оказания услуг, наличия в течение срока действия сертификата соответствия фактов проведения внеплановых периодических оценок.
Получить консультацию по вопросам сертификации можно в отделе по сертификации продукции машиностроения и услуг
(начальник отдела Якусевич Татьяна Эдуардовна, тел. +375 17 282 13 08, +375 17 270 95 76).